|
Меня особенно много после освобождения Ходорковского спрашивают о судьбе Алексея Пичугина, хотя я – преступник сугубо экономический J. Но можно сделать несколько простых логических и юридических выводов, которые очевидны почти каждому.
- Алексей Пичугин сидит (формально) по принципиально иное «преступление», чем сидели остальные сотрудники Юкоса. И у него особое правовое положение. Нельзя подходить к нему с общими мерками.
- Применение амнистии к нему невозможно: только что прошли две, до следующей – очень долго, да и не бывает амнистий для «пожизненников».
- Пересмотр его «первого» приговора уже невозможен –было решение ЕСПЧ, по которому было внесено представление, по которому Президиум ВС не отправил дело на новое рассмотрение. Юридически «вернуть» дело в Верховный суд, таким образом, невозможно. Давление со стороны европейского Совета Министров ситуации изменить не может. Можно считать, что оно погрозят России пальцем. Формально-частично решения ЕСПЧ России ведь выполнила – представление рассмотрела, а вынудить коллективный орган – Президиум ВС принять какое-либо определенное решение СМ не может. Юридический абсурд. Хотя на эту тему тоже возможны спекуляции.
- С помилование тоже трудности. Помилование МБХ – однозначно (несмотря на мнения небольшого количества скептиков) – сделка. Но МБХ отсидел 92 % по экономическому «преступлению» (принципиальное различие) и у него был четкий гуманитарный мотив. А что будет (или даже теоретически, может) быть предметом «торга» за освобождение Пичугина? Олимпиада, считайте уже прошла – а остальное ВВП слабо волнует. Международная общественность не могла «продавить» 10 лет даже Ходорковского и вряд ли, учитывая малую раскрученность дела Алексея (хороший вопрос – почему), ей будет до него дело. Однозначно, чтобы принять решение даже о «частичном» помиловании: не пожизненное, а 25 лет, для власти нужен очень серьезный аргумент.
- Даже не анализирую, всевозможные откровенно несостоятельные предложения об обменах Пичугина на Бута и т.п. Это –детский сад. «Не политических» и по таким статьям никто менять не будет. К тому же у противоположной стороны нет никоих побуждений к этому.
- Второй (третий?) приговор Пичугина будет рассмотрен ЕСПЧ года через 3 по достаточно оптимистичным оценкам. Но даже весьма положительный результат не гарантирует, что через 4 года не повторится точно такое же решение Президиума ВС. В любом случае, серьезно закладываться на него – неосторожно и неосмотрительно.
- Вопрос: а где же выход не имеет однозначного ответа. В любо случае, решения вряд ли может лежать вне политический плоскости. И для его принятия нужен очень серьезный «предмет торга». При этом, надо учитывать фактическую путинскую амнистию «политических» (Pussy, болотники, Green Peace и пр), которая делает борьбу за выход «околополитических» заключенных очень проблематичной.